19 июля 1941 года 28-й день войны

Обстановка на фронте:

Группа армий “Юг”: Действия командования группы армий “Юг” скованы ожиданием предстоящего наступления 26-й русской армии, что было установлено из перехваченного по радио приказа противника. Согласно этому приказу, в наступлении должны участвовать два корпуса в составе шести стрелковых и двух кавалерийских дивизий. Три из этих дивизий, по-видимому, переброшены из Литвы, остальные (6-й стрелковый корпус) с начала войны действовали на Украине. Плохая погода, удерживающаяся в течение продолжительного времени, сильно замедляет передвижение войск группы армий “Юг”. Кроме того, ожидающееся наступление крупных сил противника, возможно, замедлит или сделает совершенно невозможным нанесение охватывающего удара 1-й танковой группой.

Группа армий “Центр”: Сообщение о захваченном русском приказе, из которого явствует, что русское командование стремится фланговыми контрударами отрезать наши танковые соединения от пехоты. Теоретически эта идея хороша, но осуществление ее на практике возможно лишь при наличии численного превосходства и превосходства в оперативном руководстве. Против наших войск, я думаю, эта идея неприменима, тем более что наши пехотные корпуса энергично подтягиваются за танковыми соединениями. На южном фланге группы армий “Центр” продолжает ощущаться давление противника.

Группа армий “Север”: Никаких существенных изменений. Появление на фронте московского батальона охраны промышленных предприятий свидетельствует о том, что связь между Москвой и Ленинградом еще существует{1}. В оперативном отношении для нас желательно, чтобы связь противника между Москвой и районом озера Ильмень была прервана. Меня все в большей степени начинает беспокоить вопрос о том, не появились ли уже на фронте группы армий “Север” авангарды \158\ группировки противника, сосредоточивающейся в районе Бологое, Ржев{2}, что в конечном итоге вынудит войска правого крыла группы армий “Север” наступать через северную часть Валдайской возвышенности.

Вследствие пассивности противника операции наших войск в Эстонии успешно развиваются. Угроза кризиса исчезает.

Командование военно-морских сил считает, что противник, почувствовав слабость и пассивность нашего флота на Балтийском море, усилит активность своего флота. В связи с этим следует ожидать увеличения опасности для плавания наших судов по морскому пути в Либаву и Виндаву. Между тем эти порты в высшей степени необходимы нам для подвоза снабжения{3}.

Воздушная разведка не дала никаких существенных результатов вследствие продолжавшейся плохой погоды.

Генерал Буле:

1. План выполнения танковой программы фюрера (осенняя реорганизация сухопутных войск){4}, предложенный командующим армией резерва:

а. Танковые дивизии. План формирования танковых дивизий в основном не вызывает возражений. Объединение мотоциклетно-стрелковых батальонов с отрядами бронемашин не должно привести к тому, чтобы эти подразделения превратились в обычную пехоту. Они должны остаться органом разведки. В дивизиях сокращенного состава потребность в автоколоннах будет значительно меньшей.

б. Моторизованные дивизии. Предложенная организация пехотных батальонов сводит почти на нет роль командира батальона в руководстве боевыми действиями, так как он теряет возможность создания ударной группы. Все приданное вооружение, предназначенное для усиления ударной группы, сосредоточивается по этому плану организации в ротах. Я могу согласиться на сокращение дивизионной артиллерии (сокращение состава дивизионов до двух легких батарей в каждом) лишь как на вынужденную меру, которая позволит избежать недопустимого ослабления артиллерии РГК при формировании артиллерийских частей для новых дивизий.. В дальнейшем артиллерийские дивизионы следует снова довести до нормального трехбатарейного состава.

в. Части РГК. Артиллерийские части. Придется еще не раз отстаивать необходимость создания достаточного количества артиллерии РГК, как могучего средства ведения боя. Нам нужны и дивизионы АИР, и штабы командующих артиллерией. Крылатые словечки о том, что современная война ведется, мол, не артиллерией, а танками, являются ошибочными и приносят вред.

Инженерно-саперные части. Мысль о передаче 17 из 20 имеющихся саперных батальонов РГК во вновь формируемые дивизии следует назвать абсурдной. Война моторов, которую \159\ мы сейчас ведем, сделала саперные батальоны еще более необходимыми, чем когда-либо. Потребность в саперных батальонах для новых дивизий должна быть покрыта за счет моторизованных саперных рот пехотных дивизий, подлежащих расформированию.

Железнодорожно-саперные части. Их количество следует увеличить. Если программа организации сухопутных сил имеет целью обеспечить выполнение задачи по овладению обширными территориями, то железнодорожно-саперные части должны составлять существенную часть этой программы.

Служба подвоза снабжения. Путем централизации транспортных средств можно организовать подвоз лучше и экономнее.

Осадная артиллерия может быть свернута (сокращена), но только после захвата Гибралтара. Она поглощает слишком большое количество тягачей и автомашин.

2. Группа Балька — для проверки и выработки новых штатов (военного времени) частей и подразделений с целью их сокращения до минимума, необходимого для ведения войны. Эту организацию следует создать при командующем армией резерва при содействии генерального штаба.

Генерал Вагнер (генерал-квартирмейстер):

а. Требования рейхсмаршала (Геринга) об охране запасов в оперативных районах. В пределах возможного эти требования с нашей стороны уже выполнены.

б. Новые границы тылового района группы армий “Центр”. (Передняя) граница тылового района группы армий “Центр” проходит в основном по Западной Двине и Днепру до Гомеля. Граница тылового района группы армий “Юг” будет в дальнейшем также перенесена на Днепр.

в. Требование штаба группы армий “Север” о выделении транспортных средств для переброски 93-й пехотной дивизии следует отклонить.

г. В Ригу морским путем прибыло с первым караваном транспортов 900 тонн и со вторым — 2000 тонн грузов (предметы снабжения).

д. Положение со снабжением:

Группа армий “Юг”: Очень большой расход горючего. За последнее время захвачены лишь небольшие запасы горючего у противника. Из-за крайне плохих дорог количество грузов, перебрасываемых транспортными колоннами большой грузоподъемности, уменьшилось на 50%. Несмотря на это, снабжение войск осуществляется бесперебойно.

Группа армий “Центр”: В результате энергичных мер и тесного взаимодействия между Бенчем и железнодорожным директором, направленным сюда Герке, напряженность положения начинает ослабевать. Положение на транспорте улучшилось. Небольшие трофеи. \160\

Группа армий “Север”: Переброски войск (93-я пехотная дивизия) ежедневно отнимают три эшелона. Несмотря на это, транспорта вполне достаточно.

Кинцель (отдел “Иностранные армии—Восток”): Организация командования на русском фронте (с севера на юг){5}.

Штаб Северо-Западного фронта (Ворошилов); 8, 27, 11, 22-я (?) армии. Еще неясно, входит ли 22-я армия в состав Северо-Западного или Западного фронта. Первое — более вероятно{6}. Очень важно точно установить этот факт, чтобы иметь правильную оперативную оценку района Бологое, Ржев.

Штаб Западного фронта (Тимошенко): 19, 20, 13 и 21-я армии. Во втором эшелоне находится, по-видимому, штаб 4-й армии, который прежде находился в Белостокском мешке и, очевидно, был оттуда переброшен в тыл{7}.

Штаб Юго-Западного фронта (Буденный): 5, 26, 6 и 12-я армии.

Штаб Южного фронта (?): 18 (?), 2, 9-я (?) армии. Существование этого фронта представляется мне сомнительным. Возможно, речь идет о штабе командующего Одесским военным округом. Если бы здесь действительно была создана новая крупная руководящая инстанция, нам наверняка было бы точно известно имя ее руководителя, как стали известны имена трех вышеупомянутых маршалов.

18-я и 9-я армии выявлены только средствами радиоразведки, и нигде не было отмечено их появление на фронте. Если они и существуют в действительности, то, очевидно; являются руководящими инстанциями, выполняющими задачи береговой обороны или какие-то особые задачи{8}.

Тома, назначенный на должность командира 17-й танковой дивизии, явился перед отбытием на фронт.

Генерал Якоб:

а. О результатах поездки по крупным шоссейным дорогам в полосе группы армий “Север”. Различная степень подвижности дорожно-строительных и инженерно-строительных формирований привела к тому, что все подвижные строительные части оказались далеко впереди, а малоподвижные все время находятся на марше, вместо того чтобы работать. Необходимо создание стационарных строительных учреждений, которые выполняли бы задачи строительства, используя труд военнопленных и местного населения. Отдано соответствующее распоряжение{9}.

б. Необходимость включения плана формирования новых инженерно-саперных частей РГК и строительных формировании в программу реорганизации танковых войск{10}.

Разговор с генералом Брандом (генерал-инспектор артиллерии) и генералом Герке об их требованиях, касающихся программы реорганизации танковых войск. \161\

Обстановка на фронте вечером: Никаких существенных изменений. Наши войска медленно продвигаются на всех участках фронта в соответствии с планом операций.

Генерал Вагнер (генерал-квартирмейстер):

Положение со снабжением войск в Северной Африке все время обостряется. Капитан генерального штаба Шлейзенер (квартирмейстер корпуса “Африка”) докладывает, что запасы горючего в 5-й легкой дивизии настолько ограниченны, что в случае наступления противника в районе Эс-Соллума она едва ли сможет подтянуться к району боев. В связи с этим предлагается дополнительно выделить морские транспортные средства грузоподъемностью до 1000 тонн. Их можно взять только из Брюсселя. Есть предложение об обмене транспортными средствами с Румынией и о последующей их отправке, в Африку, на что потребуется четыре недели. Я его отклоняю. Если требуется увеличить количество транспортных средств, то это надо сделать в кратчайший срок{11}.

Потери к 16.7 1941 г. в целом составляют (не считая больных) 102588 человек, то есть 3,05% от общей численности (3,35 млн. человек). Потери офицерского состава в процентном отношении к общему числу потерь составляют: раненых — З,4%, убитых — 5,2%, пропавших без вести — 1,6%.

..............................................................................
{1}Немецкой авиации еще не удалось разрушить линию железной дороги. — Прим. нем. изд.

{2}Никаких свежих пополнений советских войск в район озера Ильмень (11-я армия Северо-Западного фронта) в это время не поступало, а находившиеся здесь войска активизировали свои действия за счет собственных сил (контрудар под Сольцами), срывая замыслы противника на этом направлении.— Прим. ред.

{3}См.: Meister, J. (op. cit.), S. 14. — Прим. нем. изд.

{4}См. запись от 18.7.1941 г.: “Генерал-полковник Фромм”. — Прим. нем. изд.

{5}См. запись от 9.7.1941 г. — Прим. нем. изд.

{6}22-я армия была правофланговой армией Западного фронта. — Прим. ред.

{7}Войска 4-й армии, ведя непрерывные бои с наступавшим противником, отошли из-под Бреста за Днепр в первых числах июля, при этом ее штаб не терял управления войсками. В составе Западного фронта отдел иностранных армий Востока (Кинцель) не указывает 16-ю армию, войска которой сражались в районе Смоленска. — Прим. ред.

{8}По вопросу организации управления и состава войск действующей армии генеральный штаб сухопутных войск фашистской Германии по-прежнему не имеет ясного представления. В качестве фронтовых командований называются главные командования трех стратегических направлений. В наличии управления (штаба) Южного фронта Гальдер все еще сомневается (см. прим. 1 к 5.7 1941 г.). — Прим. ред.

{9}О характере и порядке использования труда советских военнопленных см. директиву начальника отдела военнопленных VIII военного округа, составленную в духе указаний ОКВ (Нюрнбергский процесс, т. III, стр. 100—102).— Прим. ред.

{10}См. записи от 18.7 1941 г. — Прим. нем. изд.

{11}См. прим. 16 и 17 к 25.6 1941 г. — Прим. нем. изд.


//
Hosted by uCoz